Подвергнувшись насилию, пережив много боли, человек часто не может освободиться от этого опыта – он проводит годы, обвиняя насильника, жалуясь на него и судьбу. То, что человек застрял в роли Жертвы, мешает ему залечить старую рану.
Хелена Харгаден, (Обучающий и Супервизирующий Транзактный Аналитик, работающая в институте Метанойа в Восточном Лондоне, Англия) на одном из семинаров поделилась опытом, полученным с общении со своим супервизором, юнгианским терапевтом. Он был евреем, которому, как и всякому его соплеменнику, было тяжело пережить истребление евреев в нацисткой Германии. Он сказал Хелен, что для того, чтобы не быть жертвой, надо присвоить себе свою силу – нужно очеловечить преследования. Когда мы очеловечиваем преследователя, мы забираем себе назад свою силу.
Я думаю, это необходимо в терапии каждого человека, однако чтобы прийти к этому, нужно пройти несколько этапов.
Этап первый
– осознание внутрипсихических последствий нанесенного ущерба и восстановление внутрипсихической целостности. Человек так устроен, что на каждую травму отвечает дисоциацией – он отщепляет боль, гнев, отчаяние, для того, чтобы смочь выполнять повседневные обязанности и поддерживать контакт с другими людьми. Как не странно, Жертвам характерно отсутствие полного осознания своих эмоций, связанных с травмой, своих неудовлетворенных потребностей в отношениях, того, как травма продолжает жить в их душе. Без восстановления внутрипсихической целостности дальнейшие шаги вряд ли возможны.
Этап второй
– «выйти за пределы своей квартиры». Для каждого ребенка мир вращается вокруг него, центром всего происходящего в мире – это его квартира, внешний мир известен ему по отзвукам, по тому, как он отражается на жизни его семьи. Ребенок, переживающий травму, переживает крушение своего мира, не зная, что похожие вещи происходят не только с ним. Важным аспектом терапии является возможность «выйти за пределы своей квартиры», увидеть ситуацию более широко, поместить ее в один ряд ос всеми другими ситуациями, случающимися с этом мире, посмотреть на Мир в целом.
Этап третий
– увидеть в обидчике человека. Не демона, не всемогущую фигуру, как воспринимаются родители глазами ребенка, а человека, слабого и непоследовательного, защищающегося от чего-то, и потому напавшего на Вас.
Хелена Харгаден порекомендовала проводника в этом процессе – книгу Эдит Евы Эгер «Выбор. О свободе и внутренней силе человека».