«Психолог направил ее к психиатру. А психиатр поставил диагноз. Но она же не сумасшедшая!!!»
Отрывок из одной супервизии
Термин «психическое расстройство» чаще всего означает наличие у пациента некоего неприятного для него переживания достаточно длительное количество времени. Критерии диагноза - перечень необходимых симптомов и их длительность - указываются в международных классификациях психиатрических синдромов. Эти критерии достаточно сильно меняются от классификации к классификации. И надо сказать, что близкие по внешним проявлениям симптомы не всегда имеют одинаковые причины.
За годы существования психиатрии врачи и исследователи выслушали миллионы жалоб и отследили миллионы человеческих судеб. И поскольку психиатрия является наукой, ее последователи обозначать самые разные, нормальные и ненормальные, психические явления. Чаще всего в качестве диагноза вы получаете формулировку Ваших же жалоб на языке современной психиатрии. И это не говорит о том, что Вы ненормальны. Окончательным судьей и Вам и психиатрам является сама жизнь: главным критерием наличия у человека психического расстройства по требованиям ВОЗ является социальная дезадаптация. Мы не недалеко ушли от Фрейда, который утверждал, что психическое здоровье – это «способность любить и работать».
В своем суждении о Вашей психики психиатры часто заведомо поверхностны, поскольку судят о Вас по внешней успешности: есть ли у Вас семья, работа, понимаете ли Вы, как вести себя в обществе. Здоровье неотделимо от способности устанавливать человеческие взаимоотношения (Г. Аммон), и нормальные взаимоотношения с друзьями и близкими – это Ваше «алиби».
Но бывает так, что жизнь не удалась. Может быть у Вас есть и семья, и работа, а Вы несчастны… А если Вы одиноки и не востребованы при искреннем внутреннем стремлении к отношениям с другими людьми и к самореализации?
Когда Вы будете изучать себя изнутри, вы откроете для себя массу интересных вещей:
1. Ваш психиатрический диагноз – это не Ваше нездоровье, а нездоровье людей в Вашем раннем окружении.
За последние столетия общество сильно изменилось. Большие семьи традиционного общества сменились нуклеарными, социум принуждает молодых мам выходить на работу, а отсутствие дворовых игр лишает детей возможности получать навыки общения в коллективе сверстников. В этих условиях ребенку очень трудно вырасти здоровым: массовую болезнь викторианской эпохи- неврозы – сменили более тяжелые формы психической патологии – пограничное расстройство личности, шизоидное расстройство, нарциссизм.
Но многим все же везет, и грубых расстройств характера у них нет. То есть с детства они обладают некоей психической целостностью, которая позволяет этим людям полноценно думать и чувствовать (именно в этой изначальной ОК-ности всех людей был убежден Берн).
Однако неблагоприятная ранняя среда (например, депрессия, невроз или личностное расстройство у Вашей мамы) может привести тому, что психика под действием реального опыта (и психологических посылов от родственников) принимает решения о том, как Вы будете взаимодействовать с миром в дальнейшем.
Эрик Берн называл это предписаниями:
2. Ваш диагноз скорее всего свидетельствует, что Вы чуткий, талантливый, отзывчивый человек. Психические болезни чаще возникают у людей творческих профессий, и просто творческих. Это связано с тем, что многие ранние решения и личностные адаптации возникают именно детей, проявляющих особую чувствительность к социальным взаимодействиям. Аллис Миллер в «Трагедия одаренного ребенка» пишет, что тупые и недостаточно восприимчивые дети просто проигнорируют проблемы социального взаимодействия с родителями, да и родителей.
3. Вы более психически здоровы, чем многие люди из Вашего окружения. Потому что Вы пришли к психотерапевту.
Потому что Вы размышляете над своей жизнью, пытаясь понять, что происходит жизни, и ищете причину Ваших несчастий в себе, то есть стремитесь взять ответственность за свою жизнь на себя, а не сваливаете свои неудачи на других людей или обстоятельства.
4. Вам, может быть, просто не повезло. В Вашей жизни было слишком много травм и слишком много боли. Даже самые сильные (способные и любить и работать) люди годами мучаются от последствий жизненных катастроф.
А время — оно не лечит. Оно не заштопывает раны, оно просто закрывает их сверху марлевой повязкой новых впечатлений, новых ощущений, жизненного опыта. И иногда, зацепившись за что-то, эта повязка слетает, и свежий воздух попадает в рану, даря ей новую боль… и новую жизнь… Время — плохой доктор. Заставляет забыть о боли старых ран, нанося все новые и новые… Так и ползем по жизни, как ее израненные солдаты… И с каждым годом на душе все растет и растет количество плохо наложенных повязок… » Эрик Мария Ремарк |
Психическое здоровье – это не отсутствие симптомов. Это возможность следовать принципу реальности (З. Фрейд). То есть стремление тестировать реальность и в ней жить (в соответствии с принципами этики).
За восстановлением этой способности Вы и приходите к психотерапевту. Оставляя в прошлом стереотипы мышления, привычные оценки ситуаций, привычные мнения о самом себе и диагнозы психиатров. Вы приходите за контактом с собой.
И вот тут, многое поняв и переосмыслив, Вы видите в себе то психическое нездоровье, которое Вас касается: Ваше неумение отстаивать свои психологические границы, прислушиваться к своим чувствам, заботиться о себе, удовлетворять свои насущные потребности.
И это именно то, что Вы в состоянии изменить.
Вы спросите, зачем тогда ходить к психиатру?
Психотерапия – это не всегда быстрый процесс. А длительный стресс (особенно длиною в жизнь) сказывается на всем организме. Бывает так, что придти в форму нужно раньше, чем Вы вступили с собою в контакт. Но психотерапию в любом случае ничто не заменит.