Так же происходит среди животных. Зверята первых месяцев жизни запечатлевают информацию для реализации инстинктивных программ. Образуется некая совокупность реакций, обеспечивающая функционирование в той среде, в какой вырастили их родители. Вся последующая психическая жизнь животного устроена экономично, психика не тратит время и усилия на оценку каждого нового объекта и выбирает поведенческие ходы исходя из имеющихся импринтов и программ.
Поведение человека может быть потенциально свободным от шаблонов. Не случайно говорят, что человек (и физически и психически) является не выросшим детенышем обезьяны. Человек не так зависит от инстинктов. Однако, у людей, как и у животных, психика формирует в детстве шаблоны, которыми руководствуется всю последующую жизнь.
Трансактный анализ называет этот процесс формированием сценария. На основании наблюдений в своем раннем детском окружении ребенок формирует представления о том, каков это мир, какой я и как себя нужно в нем вести (эти представления осознанно или неосознанно лежат в основе поступков всю жизнь).
Формирование и передача сценария от отца к сыну, от дочери к матери было чрезвычайно адаптивным в традиционном обществе, в котором представления о жизни, социальные роли были стабильными на протяжении веков, а моральные установки индивидов подвергались давлению институтами традиционной морали. Человек проживал свою жизнь так же, как его предки, воспринимая фразу "будьте как дети" как призыв к душевной открытости, для собирания впечатлений, поразмыслить над которыми он мог в глубокой старости, отдаляясь от мира и приближаясь к Богу.
Однако, в современно обществе передача сценария от родителя к ребенку становится все менее адаптивной. Жизнь человека все меньше и меньше определяется социальными устоями. Условия жизни молодого поколения сильно отличается от условий отцов, новое поколение подчас занимается профессиями, которые были неизвестны в годы молодости их предков. Наследование уклада жизни становится бесполезным, а моральные ценности родителей часто являются относительными в современной культуре или в культуре другой страны.
Современная ситуация предъявляет другие требования к психике человека. Двадцатилетние люди должны строить свою жизнь, руководствуясь собственными потребностями и воспроизведение паттернов родительского сценария в ней может выглядеть неадекватным. Неслучайно в современном обществе пик психической патологии наблюдается в позднем юношестве: в возрасте, когда человек начинает опробовать свой сценарий, он получает максимальные травмы. Согласно Джеймсу Холлису, в современной культуре человек может позволить себе жизнь по сценарию лишь до середины жизни, в 30-летнем возрасте отказавшись от образа мыслей и чувств, которые воспринял в детстве. Потеряв свое значение передачи традиции, сценарий становится тюрьмой инфантильных и патологических способов поведения.
Перед современным человеком стоит грандиозный вызов. Начиная с юношеского возраста, он сам строит для себя жизнь. Это и огромная радость – как выразился Ханс Кюнг, только современный человек может понять, как это – быть настоящим христианином. И это ответственность. Особенно важно, чтобы он строил свою жизнь сознательно. Ненси Маквильямс утверждает, что каждому молодому человеку стоит пройти для этого психоанализ.
По крайней мере, каждому человеку стоит осознавать свой сценарий, чтобы не быть его пленником (ведь нет тюрьмы крепче, тем та, которую мы не замечаем). Чтобы не жить бездумно, по накатанному. Чтобы быть открытыми миру. Чтобы отвечать ему из глубины своего сердца, из своей целостности. В психоанализе это называется личностным взрослением. Это безусловно путь к зрелости, но также и путь к тому, чтобы стать открытым, спонтанным и целостным, быть "как младенец". *
Статья не касается традиционного толкования заповеди Христа «Кто не примет Царствия Божьего как дитя, тот не войдет в него», поскольку ТА анализ ограничивается психологическими, а не духовными проблемами (замечательное толкование психики ребенка в духовной перспективе, сделанное отцом А. Шмеманом в одной из проповедей, рекомендуется к прочтению). Однако, большая осознанность и понимание причин своего поведения как результат психоаналитической терапии безусловно способствует и более зрелой религиозности.