История про Гарри Поттера – это одна из замечательных книг современности. Не только увлекательная, но и очень глубокая. Яркие характеры и истории, с ними связанные, иносказательно повествуют нам о нашем мире, его проблемах и взглядах автора на эти проблемы.
Если размышления Дж. Роулинг об обществе лежат на поверхности, если о ее философских взглядах пишутся книги (Baggett D., Klein S. E., 2004; IrwinW. BasshamG., 2010; Basile N., 2016), то глубокое понимание душевной жизни персонажей и отражение их характеров в их судьбах остаются без внимания не только в кругах любителей литературы, но также и психологических кругах.
Это тем более странно, поскольку Джоан Роулинг не скрывает (см. документальный фильм "Mother of Harry Potter", 2010), что
Хотя предпринимаются попытки рассмотреть отдельные метафоры душевных процессов (Ёлкина М.А., b17, сравнивает – небезосновательно – формирование крестражей/horcruxes Воландеморта с механизмами диссоциации), без внимания остается даже основная история книги – история Гарри Поттера. Хотя именно этой история особенно важна – ее перипетии, видимо, как раз и отражают ход самолечения автора книги.
Ключевым моментом этой истории является то, что Гарри Поттер – сирота. Его родители умерли, и он воспитывается людьми, не имеющими отношения к магическому миру. Это, несомненно, пересекается с историей жизни самой Роулинг – она вспоминает, что в детстве ей не хватало тепла и понимания родителей, которые не заботились об удовлетворения ее потребностях и потребностях ее сестры ("Mother of Harry Potter"). Страхи профессора Макгонаглл сбываются:
"Вы не найдете другой парочки (Дурсли) , которая была бы так непохожа на нас…
Эти люди никогда не поймут Гарри! Итак, Гарри Поттер растет в семье Дурслей (Dursley),
которая абсолютно не понимает Гарри. Это "худший сорт магглов", которые заботятся о достатке и пропитании,не замечая и опасаясь волшебных свойств души."
Но Гарри – живой. "Проблема заключалась в том, что с Гарри часто приключались довольно странные вещи (и было бесполезно объяснять Дурслям, что он тут ни при чем)."
И вот мир родителей - мир человеческих отношений - позвал Гарри Поттера к себе. Там, в Хогвартсе, началась его настоящая жизнь. У него появились друзья и привязанности, победы и поражения. Но возвращение в мир души не было безболезненным. Тяжелое прошлое делало его уязвимым для страхов и отчаяния - для существ которые в мире Роулинг обозначены как Боггарты (Boggarts) и Дементоры (Dementors). И здесь снова пересечение с личной историей автора. Роулинг перенесла тяжелую депрессию после развода с первым мужем.
Речь здесь идет о переживании такого глубокого страдания, что это страдание уже не кажется частью своей личности, а представляется существом, пришедшим из вне. Но надо отдать должное самонаблюдательности Роулинг: соприкосновение даже с таким страданием, рассказывает героям о мире их души и помогает создать целостный нарратив - при столкновении с дементором Гарри вспоминает момент гибели своей матери.
Для того, чтобы наследовать мир своих родителей, Гарри Поттер должен найти и уничтожить врага: того, который послужил причиной их смерти. Причем это не просто враг, которого нельзя называть (who must not be named).
Это враг которого очень трудно обозначить и назвать; враг, которого физически трудно найти (в романе он рассеян в крестражах). Но самое главное – чтобы стать наследником жизни, Гарри должен найти и уничтожить этого врага внутри самого себя.
К слову сказать, Воландеморт (Voldemort) в романе показан со всей психоаналитической глубиной. Он – тоже сирота. Но ему повезло гораздо меньше, чем мальчику Гарри: он рожден "мертвой" (депрессивной) матерью и воспитывался в приюте – людьми, не состоящими с ним в кровном родстве. Он тоже волшебник, и мир Хогвартса приглашает его. Но он входит в этот мир с желанием властвовать, контролировать и убивать. Не зная, что такое настоящая жизнь, он цепляется за свое физическое существование.
Тем не менее в этом антисоциальном монстре Роулинг видит глубоко спрятанную человечность – она показывает зародыш души Воландеморта в одной из последних сцен романа – сцене встречи Гарри и Дамблдора на вокзале.
Это чудо, что маленький мальчик Гарри выжил после нападения величайшего из злодея всех времен! Более того, не понятно даже то, как он выжил в семье Дурслей.
Автор, правда, отвечает на этот вопрос: на страницах романа она неоднократно упоминает всемогущую "древнюю магию", которая, впрочем, известна и психотерапевтам. Если Вы плохо представляете, о чем идет речь – это повод еще раз прикоснутся к мирам книги Джоан К. Роулинг (матери "Гарри Поттера").
Литература:
- Baggett D., Klein S. E. Harry Potter and Philosophy: If Aristotle Ran Hogwarts (Popular Culture and Philosophy Book 9) Open Court, 2004.
- Basile N. Harry Potter In-Depth: Beyond Butterbeer and Bogarts, Pronoun, 2016.
- Irwin W. Bassham G.The Ultimate Harry Potter and Philosophy: Hogwarts for Muggles (The Blackwell Philosophy and Pop Culture Series Book 22), Wiley, 2010.