Добиваясь успеха, мы вынуждены от многого отказываться. Чтобы получить хорошую оценку нужно поддакнуть учителю и отказаться от своего мнения. Чтобы получать образование, нужно отложить свои любимые занятия. Чтобы сдать экзамен, нужно на время забыть о естественных потребностях в сне и отдыхе.
Наше общество требует от нас выполнения определенных ролей. Форма в нем часто важнее содержания. И даже когда Вы решили заняться саморазвитием, то есть развитием СЕБЯ, Вам предложат тысячи форм, но мало кто будет по-настоящему интересоваться, а что у Вас внутри.
- Вы идете к стилисту – и Вам предлагают десять оттенков губной помады, и никто даже не задумается над тем, а в чем Ваша настоящая внутренняя красота.
- Вы идете в церковь (казалось бы – о душе), но Вам предлагают свод правил и ритуалов, и даже исповедующий Вас священник не задумается, кто к нему пришел.
- Вы идете к психологу – и он исходя из своих теоретических представлений рассказывает Вам, что Вам нужно в себе изменить. И Вы проживаете жизнь в соответствии с представлениями этой школы психологии, но не СВОЮ жизнь (а ведь это происходит даже во многих школах ТА).
В этом отношении хуже всего приходится людям, с детства потерявшим контакт с собой.
Так или иначе, все мы недостаточно знаем себя. Дональд Вудс Винникот писал, что чтобы ребенок знал самые потаенные уголки своей души, родители должны очень многое ему позволять. А этого не происходит даже в очень хороших семьях – потому что обычное воспитание предполагает ПРЕЖДЕ ВСЕГО обучение правилам поведения в обществе.
Но у некоторых людей проблемы с ранним окружением настолько серьезны, что они словно и не начинали существовать. Речь не идет даже не о детях, чья мать нарциссична, и всеми способами намеренно (полубессознательно) истязает своего ребенка.
Наиболее частая ситуация проста – мать депрессивна, утомлена, травмирована, не получает удовольствия от жизни. Такая мать не может выходить навстречу своему ребенку, радоваться его радостям, сопереживать его горю. Но ребенку очень нужно ее внимание, и чтобы его привлечь, он – годовалый, двухлетний, или трехлетний малыш – начинает удовлетворять потребности своей матери, забывая о своих. Он берет на себя роль «я лучшее, что есть в жизни своей матери», и для этого отказывается от своих естественных эмоций, отворачивается от своих нужд, зорко следит, а что матери нужно сейчас – и он теряет себя. И так происходит всегда – потому что контакт с матерью ребенку нужен гораздо больше, чем контакт с собой. Это условие его выживания.
Как живет потом такой человек?
Вырастая, он несет эту не принимающую его маму в своей психике. И ей, внутренней маме, на самом деле и принадлежит его жизнь: она требует и требует, никогда не удовлетворяется, умаляет достижения. Такой человек перегружен обязанностями, и хотя он внешне часто вполне успешен, его жизнь, если и нужна кому-нибудь, то меньше всего - ему самому.
Чтобы восстановить контакт с собой, нужно придти к психотерапевту.
В кабинете терапевта человек получает время и пространство, где все существует для него. Психотерапевт создает особую среду, необходимую человеку для соприкосновения собой (это умение он получает, пройдя годы обучения и проведя многие часы в личной терапии). Здесь человек осознает свои настоящие чувства, свои истинные потребности, он учиться занимать пространство, и получает опыт принятия и уважения. Восстановив контакт с собой, он сам решает, как он будет жить.
Проживать свою жизнь можно только находясь в контакте с собой.