Заботливое и уважительное отношение к себе, чувство собственной значимости и важности того, что он делает, интернализируется и становится чертой характера и опорой в личностном развитии.
Но часто бывает, что трансляции значимости ребенка не произошло. Ребенок был нежеланным, обременительным для измотанной заботами матери, его не воспринимали всерьез, критиковали его способности, обесценивали очевидные достижения. Вне зависимости от того, были ли это единичные знаковые ситуации или послание «ты не важен» передавалось ребенку на протяжении десятилетий, фразой за фразой, событием за событием, переживший обесценивание ребенок часто не формирует нормальную самооценку. Внутри него всегда есть критик, который обесценивает его достижения и подтверждает позицию «ты неудачник» любыми, даже незначительными, промахами.
Важным путем в лечении неуверенности в себе является понимание, что быть принятым значимым тебя человеком – это потребность любого индивида, причем биологическая потребность. В терапевтических отношениях, получая новый опыт – как это, когда тебя ценят и поддерживают – человек может почувствовать в себе эту потребность и научиться ее удовлетворять. Получив заботливое и чуткое внимание терапевта, человек обучается заботливо и чутко относиться к себе и начинает ценить себя.