В 2019 году исполняется 160 лет со дня рождения Пьера Жане, известного французского психолога, психиатра, невропатолога. Его основным вкладом в психологическую науку можно считать создание теории личности.
Жане считал, что личность представляет собой структуру, состоящую из различных психобиологических систем, образующих динамическое единство.
Представление о личности как о структуре оказалось наиболее результативным при исследовании процессов психической диссоциации, т.е. некоего «разлома» между структурами, который происходит после травмы. Пьер Жане считал диссоциацию главным механизмом развития психических расстройств. Под влиянием интеллектуальных усилий З. Фрейда, учение о диссоциации ушло в тень (слава капризна и переменчива, и популярность не всегда достается по заслугам). С наступлении эры психоанализа говорили о ведущей роли механизма вытеснения – к концу XX века стало ясно, что прав все-таки Жане.
Психологам и психотерапевтам очень полезно также его учение о психологии действия. Жане создал представление об иерархии тенденций к действию. Получая стимул из вне, человек может ответить действиями разного уровня сложности:
-
элементарными (рефлекторными или автоматическими). Такие действия часто являются неадаптивными, поскольку исключают рассуждения, планирование, такое появление не является гибким и не достигает целей.
-
тенденциями среднего уровня, дорефлективными (на основе существующих стереотипов) или рефлективными (включающими размышление). Такие действия могут достигать близкие цели ( но могут и не достигнуть).
-
высшими, продуманными, которые направлены на достижение долговременных целей. Наивысшим уровнем тенденции Жане называл возможность глубокого осмысления реальностей этого мира: идей непредвиденных обстоятельств , случайности («такое могло случиться с любым, здесь нет моей вины», идеи эволюции («мои реакции могли показаться странными, но эти реакции достались нам от наших предков»), свободы («моя жизнь зависит от многих факторов, но это не значит, что я не могу ничего изменить»).
В поведении человека, получившего психическую травму (в результате диссоциации и постоянного переживания небезопасности этого мира) преобладают тенденции низшего уровня, которые оказываются нерезультативными - происходит нецелесообразная трата сил, общая психическая энергия (еще одно понятие Жане) снижается, и тенденции высшего уровня (действия, необходимые для устранения проблем) оказываются недостижимыми. Для зрелых действий и суждений необходимо достаточное количество психической энергии. Поэтому всем людям в сложных жизненных ситуациях следует думать об экономии психической энергии, повышении уровня психической эффективности.
С этой целью рекомендуется:
- 1. Снизить траты психической энергии, исключив нецеленаправленную активность
- Во многом, это достигается решением вопросов безопасности в терапевтических отношениях и жизни, после чего человек перестает тратить энергию на защитные действия, которые он неосознанно совершает.
- Кроме того, ВАЖНО снизить траты энергии и времени на решение неважных задач и активностей – не наводить идеальный порядок 4 раза в неделю, меньше работать, не тратить время на компьютерные игры. Только так можно получить энергию для важных решений и изменений.
- Если человек погружен в травмирующие отношения со склочными, манипулирующими людьми, следует поставить целью построение границ в этих отношениях, иначе в состоянии конфликтов будут постоянно активированы ранние системы защиты и психическая энергия будет уходить в песок.
- 2. Научиться «гасить долги» - завершать начатые дела, поскольку завершение дела является прекращением переработки информации о данном вопросе (экономией внутрипсихического пространства), а также способствует росту уверенности в себе.
- 3. Получать психологические знания – это активизирует мышление. Делая это, человек начинает прислушиваться к себе, размышлять, приобретает способность воздерживаться от импульсивных действий, анализировать стереотипы, лежащие в основе поступков.
- 4. Обретать навыки саморегуляции и самопомощи (они позволяют не утрачивать самообладания в трудных ситуациях и переключаться на рациональные действия), а также навыки построения отношений с другими людьми (например, учиться получать поддержку у близких людей – мы так часто этого не умеем). Только тогда человек может справлять с превратностями внешнего и внутреннего мира и иметь достаточное количество психической энергии для лечения травм.
Эти и другие идеи Janet стали основой практики лечения посттравматической диссоциации (этой теме посвящено руководство Ван дер Харт О., Нейненхэюс Э.Р.С., Стил К. «Призраки прошлого. Структурная диссоциация и терапия последствий хронической психической травмы», Москва, Когито-центр, 2013)