Я слышала несколько идей на этот счет:
-
Что душевная вовлеченность профессионала - это «сочувствие за деньги» (такая вот «платная любовь»)
-
Другая идея, что моя работа – это «сервис», «услуги населению», и тогда душевное тепло для психолога значит просто хорошо делать свою работу, и это так же само собой разумеется, как для парикмахера делать ровную стрижк
-
Было еще мнение, что ничего личного и душевного в работе нет, а есть бизнес и способ заработка, где душевному отклику места нет и быть не может.
Я долго не могла определить свою личную позицию, а сейчас пазл сложился. Делюсь.
Здесь зашито две мысли:
-
первая – что сочувствие и сопереживание у профессионала есть, но оно другое, не как у друзей и близких, оно «включается по расписанию», и это делает его менее ценным.
-
Вторая мысль - что на самом деле сопереживания никакого нет, есть только профессиональная маска. А! есть еще третья, что сопереживание и эмоциональная вовлеченность специалиста, может, и есть, но это некие «побочные эффекты», от которых психологическая работа не очень-то и зависит. Главное – знать и уметь применить «теории» и «приемы».
Что я могу на это ответить…
В процессе залечивания душевных травм сочувствие необходимо.
Это та среда, в которой только и может происходить восстановление. А без него – нет. Не может! Поэтому разделение боли с теплым, сопереживающим и понимающим человеком – это и есть одно из лекарств, которое помогает. Не единственное, но совершенно незаменимое.
Консультирование – это моя профессия, это работа, и я ее делаю максимально хорошо, насколько могу.
В моем понимании сопереживание и душевный отклик на переживания человека, сидящего напротив, – да, ВХОДИТ в понятие «хорошей работы», и оно должно быть обязательно. Поэтому сочувствие, понимание человека душой, а не только умом, в моей работе было, есть, и будет. И ничто ничему не противоречит. Наша психика не делает разницы, исходит ли сочувствие от близкого или психолога-профессионала. Сочувствие – оно или есть, и тогда оно работает. Или его нет, тогда работать нечему. Вопрос не в том, «за деньги» оно или нет. Вопрос в том, есть ли оно.
Сопереживание клиентам в работе - это то же искреннее сопереживание, которое я испытываю к своим близким людям – никакого «другого» в природе нет.
Я внутренне не делюсь на части «я – профессионал» и «я – человек». Мои ценности, принципы, правила - все это едино и в работе, и в остальной части жизни. Отличаются только проявления: в работе все сосредоточенно на благо и на пользу клиенту. Поэтому какие-то мои части будут отсутствовать. Ну, скажем, импульсивности и детской игривости на работе не место (Хм… про детскую игривость задумалась…. Ей иногда место! Но строго дозированно, и только, когда это нужно для пользы дела!)
Тепла вам!